Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Анализ базовых характеристик технологии SupTech- и RegTech 4
1.1. Описание технологий SupTech- и RegTech 4
1.2 Стандарты обмена и описания данных 7
2.Анализ использования технологий SupTech- и RegTech в практике банковской деятельности и банковском регулировании 14
2.1Применение технологии RegTech в банковской деятельности и управлении цифровым надзором 14
2.2 Применение технологи SupTech в целях совершенствования банковского регулирования 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время регуляторы многих стран стремятся автоматизировать и оцифровать как собственные бизнес-процессы, так и взаимоотношения с подотчетными финансовыми организациями в области регуляторной и надзорной деятельности.
Актуальность обусловлена переходом регуляторов по всему миру к развитию регуляторных технологий RegTech и SupTech в последние годы, отсутствием единых утвержденных подходов и общепринятой исследовательской базы.
В качестве отдельной задачи в области цифровизации финансового рынка до 2024 г. Банк России выделяет внедрение SupTech- и RegTech-решений. В качестве первоочередных целей выделяются повышение эффективности регуляторной и надзорной деятельности, в том числе снижение издержек как со стороны Банка России, так и всех поднадзорных ему финансовых посредников.
В российской практике существует немногочисленное количество научных работ на тему SupTech- и RegTech-инициатив в целом и их развития, однако работ, затрагивающих специфические модельные риски, в частности риски в результате использования в моделях неточностей, ошибок, ложных предпосылок и проведения неверной настройки, не встречаются.
Объектом исследования являются технологии RegTech и SupTech в Российском банковском секторе. Предметом исследования – методы использования технологий RegTech и SupTech в банковской деятельности.
Целью исследования является изучение вопросов правового регулирования и эффективности технологий RegTech и SupTech.
Задачами проведенного исследования являются:
1. Изучение базовых характеристик применения технологии RegTech и SupTech
2. Анализ использование технологий RegTech и SupTech в банковской деятельности
3. Анализ применения RegTech и SupTech для цифровизации надзора в банковской деятельности
В работе рассмотрены функции ЦБ РФ, политика в отношении RegTech- и SupTech-инициатив, правовые аспекты, основные стандарты обмена и передачи данных в рамках RegTech- и SupTech-инициатив, интерфейсы взаимодействия и дана комплексная оценка сложившейся ситуации в сфере функционирования RegTech- и SupTech-инициатив.
.
1. Анализ базовых характеристик технологии SupTech- и RegTech
1.1. Описание технологий SupTech- и RegTech
Мировая практика в целом и со стороны отечественного регулятора в частности развивается в направлении SupTech- и RegTech-инициатив. В связи с этим актуальным является вопрос корректного определения дефиниций SupTech и RegTech. Так, Банк России в своем докладе «Основные направления развития технологий SupTech и RegTech на период 2021–2023 годов» [8] приводит такие формулировки для SupTech и RegTech:
«SupTech (Supervisory Technology) – технологии, используемые регуляторами для повышения эффективности контроля и надзора за деятельностью участников финансового рынка» [8].
«RegTech (Regulatory Technology) – технологии, используемые финансовыми организациями для повышения эффективности выполнения требований регулятора» [1].
Также в рамках работы над RegTech- и SupTech инициативами, зарубежными регуляторными структурами обозначены такие дефиниции, как:
– Надзорные технологии (SupTech) – это использование инновационных технологий надзорными органами для содействия надзору. Такое определение SupTech приводит Банк международных расчетов.
– RegTech включает в себя любое использование технологии для сопоставления структурированных и неструктурированных данных с информационными таксономиями или правилами принятия решений, которые имеют значение как для регулирующих органов, так и для фирм, которые они регулируют, с целью автоматизации процессов соблюдения регуляторных правил или надзора. Данное определение RegTech выработано специалистами из Кембриджского университета совместно с японским подразделением Ernst & Young.
– Технологии регулирования (RegTech) – это использование технологий для лучшего достижения целей регулирования [20]. Определение RegTech, схожее с используемым Банком международных расчетов для SupTech, опубликовал в своем докладе австралийский регулятор.
Таким образом, RegTech – это технологии, разрабатываемые регуляторами либо при содействии регуляторов, используемые регулирующими органами и поднадзорными организациями для повышения эффективности регулирования в части выполнения требований регуляторных органов, а SupTech – это технологии, разрабатываемые регуляторами либо при содействии регуляторов, используемые регулирующими органами и/или поднадзорными организациями для повышения эффективности и содействия контролю и надзору за поднадзорными организациями.
Сфера применения технологий SupTech и RegTech как в РФ, так и в мировой практике представляет из себя единые стратегии развития взаимодействия регуляторов с регулируемыми организациями и на национальном уровне. Исходя из этого данные технологии могут быть рассмотрены в качестве единой системы, в контексте взаимодействия регуляторных органов и поднадзорных организаций.
Для полноценного функционирования регуляторных систем в рамках SupTech- и RegTech-инициатив необходима система регулирующих нормативных правовых актов, в том числе для отражения принципов и корректного описания правил взаимодействия поднадзорных организаций с регулятором.
Так, Базельским комитетом по банковскому надзору Банка международных расчетов 15 декабря 2019 г. была опубликована первая версия основных принципов эффективного банковского надзора, в будущем предполагается их дополнение и обновление. В качестве основных принципов выделяется использование надзорных ресурсов на пропорциональной основе с учетом профиля рисков и системной значимости банков, необходимость нормализации моделей, их корректности, своевременной настройки и использования, а также установки нормативов в отношении моделей для подотчетных организаций со стороны регуляторных органов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. О введении в действие стандарта Банка России СТО БР «Открытые банковские интерфейсы. Получение публичной информации о кредитной организации и ее продуктах». Приказ Банка России от 5 июля 2021 г. №ОД-1365. 2021. URL: https://cbr.ru/StaticHtml/File/59420/Standart_08072021.pdf (дата обращения: 20.04.2022).
2. Боронников А. Б. Место XML-технологий в среде современных информационных технологий // Программные продукты и системы. 2005. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-xml-tehnologiy-v-srede-sovremennyhinformatsionnyh-tehnologiy (дата обращения: 20.04.2022).
3. Безопасность финансовых (банковских) операций прикладные программные интерфейсы. Обеспечение безопасности финансовых сервисов при инициации openid connect клиентом потока аутентификации по отдельному каналу. Стандарт банка России от 2021 № СТО БР ФАПИ.ПАОК-1.0-2021 требования. 2021. URL: https://www.cbr.ru/statichtml/file/117620/ standart_16082021.pdf (дата обращения: 20.04.2022).
4. Глоссарий – API // IMBA URL: https://imba.ru/glossary/api-59 (дата обращения: 20.04.2022).
5. Банк России выпустил первые стандарты открытых API. М.: Банк России. URL: https://www.cbr.ru/press/event/?id=8223 (дата обращения: 20.04.2022).
6. Концепция развития технологий машиночитаемого права (утв. Правительственной комиссией по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности) от 27 сентября 2021 г. М.: Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https:// www.economy.gov.ru/material/file/ 792d50ea6a6f3a9c75f95494c253ab99/31_15092021.pdf (дата обращения: 20.04.2022).
7. Открытый банкинг. URL: https://openbankingrussia.ru (дата обращения: 09.10.2021).
8. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2022 год и период 2023 и 2024 годов. М.: Банк России, 2021. URL: https://www.cbr.ru/content/ document/file/124658/onrfr_project_2021-09-30.pdf (дата обращения: 20.04.2022).
9. Основные направления развития технологий suptech и regtech на период 2021–2023 годов. М.: Банк России, 2021. URL: https://www.cbr.ru/content/document/file/120709/suptech_regtech_2021-2023.pdf (дата обращения: 20.04.2022).
10. Открытый стандарт отчетности XBRL. М.: Банк России. URL: https://www.cbr.ru/projects_xbrl/ (дата обращения: 20.04.2022).
11. Правила формирования отчетности в формате xbrl и ее представления в Банк России. М.: Банк России. URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/126600/rules_XBRL.pdf (дата обращения: 20.04.2022).
12. Формальные спецификации в технологиях обратной инженерии и верификации программ / И. Б. Бурдонов, А. В. Демаков, А. С. Косачев // Труды ИСП РАН. 2000. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formalnye-spetsifikatsii-vtehnologiyah-obratnoy-inzhenerii-i-verifikatsii-programm (дата обращения: 20.04.2022).
13. Armstrong, Developments in RegTech and SupTech. European Securities and Markets Authority, 2018. URL: https://www.esma.europa.eu/sites/default/files/library/esma71-99-1070_speech_on_regtech.pdf (дата обращения: 20.04.2022).
14. Broeders D., Prenio J. Innovative technology in financial supervision (suptech) – the experience of early users // FSI Insights on policy implementation. № 9. Financial Stability Institute (FSI) of the Bank for International Settlements (BIS), 2018. July. URL: https://www.bis.org/fsi/publ/insights9.pdf (дата обращения: 20.04.2022).
15. Doerr S., Gambacorta L., Serena M. Big data and machine learning in central banking // Working Papers No 930. Monetary and Economic Department of the Bank for International Settlements (BIS), 2021. URL: https://www.bis.org/publ/work930.pdf (дата обращения: 20.04.2022).
16. Core Principles for effective banking supervision, Basel Committee on Banking Supervision of the Bank for International Settlements (BIS), 2019. URL: https://www.bis.org/basel_framework/standard/BCP.htm (дата обращения: 20.04.2022).
17. Final rule «Stress Testing Policy Statement», February 22, 2019, № 12 CFR Part 252 RIN 7100–AF 38 // Federal Register. 2019. Vol. 84, № 40.
18. Meet Hydr: How this female-led fintech from Manchester is helping SMEs manage cash flow effectively. URL: https://www.uktech.news/news/this-female-founded-fintech-from-manchester-offers-smes-immediate-payment-for-their-invoices-20210609 (дата обращения: 20.04.2022).
19. The Global RegTech Industry Benchmark Report / E. Schizas, G. McKain, B. Zhang et al.; ed. Mr. Pavle Avramovic. Cambridge Centre for Alternative Finance, University of Cambridge Judge Business School, 2020. URL: https://www.jbs.cam.ac.uk/wp-content/ uploads/2020/08/2019-12-ccaf-global-regtech-benchmarking-report.pdf (дата обращения: 20.04.2022).
20. Productivity Commission 2020, Regulatory Technology // Information Paper. Canberra. URL: https://www.pc.gov.au/research/completed/regulatory-technology/regulatory-technology.pdf (дата обращения: 20.04.2022).
21. Regulators research role for DLT and APIs // FStech. URL: https://www.fstech.co.uk/fst/Regulators_Research_Role_DLT_APIs.php (дата обращения: 20.04.2022)
22. Regulations.gov API // openGSA. URL: https://open.gsa.gov/api/regulationsgov/ (дата обращения: 20.04.2022).